История города Хабаровска (1946 г. и т.д.)
После окончания войны начался процесс перевода промышленности на мирные рельсы. Эта задача
не представлялась слишком сложной. С фронта возвращалось большое количество солдат,
которые пополняли трудовые коллективы. Продолжилось переселение людей на Дальний Восток.
В это время коренным образом меняется административно- территориальное деление Дальнего
Востока. Еще в 1938 году из состава Дальневосточного края было выделено два края –
Приморский и Хабаровский. А затем после войны Хабаровский края стали дробить на более
мелкие части. В 1947 году из Хабаровского края выделена Сахалинская область. 1948 –
Амурская область, 1953 – Магаданская область, 1956 – Камчатская область. Закончилось
дробление Хабаровского края выделением из нее Еврейской Автономной области. Таким
Хабаровский край остается до сих пор. И столицей в нем так и остался Хабаровск.
Сам Хабаровск продолжал развиваться и строиться. Правда, это уже не были героические годы
покорения Дальнего Востока или Гражданской войны. Поэтому и развитие проходило буднично,
почти не заметно для простых хабаровчан. Продолжали строиться и вводиться в строй заводы и
фабрики, но их стало так много, что эти события отмечались только в газетах. В городе
началось массовое жилое строительство, но дома были безлики и унылы, так что внешний вид
города от этого мало что получил. В местах массового строительства и образовывались новые
микрорайоны.
Из промышленных предприятиях построенных до 1991 года можно отметить несколько: 1956 –
завод “Амуркабель”, 1961 – завод крупнопанельного домостроения, 1965 – авуторемонтный
завод, 1977 – завод алюминиевых конструкций.. Расширяли свои возможности и крупные
предприятия Хабаровска – Дальэнергомаш, Дальдизель, им. Орджоникидзе, химфармзаводе. В
1969 году завод “Энергомаш” выпустил первую партию газовых турбин. Так как население
города росло очень быстро, требовалось большое количество продуктов, и в пригородах города
стали появляться птицефабрики, свинокомплексы, тепличные комбинаты. А затем и заводы
пищевой промышленности – хлебные заводы, мясокомбинат и даже фабрика мороженного.
Основным видом транспорта для хабаровчан сразу после войны еще оставался железнодорожный.
Новые магистрали соединяли все больше городов Дальнего Востока. В 60 годы проходила
массовая электрификация железнодорожных магистралей. Но кроме привычных поездов в жизнь
хабаровчан стал входить воздушный транспорт. В 1948 году открылись регулярные рейсы по
маршруту Москва-Хабаровск, а в 1954 году открылся аэровокзал. В марте 1970 года
Хабаровскому аэропорту присвоен статус международного, после того как в нем приземлился
регулярный рейс из Парижа в Токио. А в следующем году открылась линия Хабаровск – Токио.
Еще через год было построено новое здание аэропорта.
В городе развивалась система городского транспорта. В 1949 году в Хабаровске появились
первые такси – 8 машин марки “Победа”. В 1956 году пущена в строй первая очередь городской
трамвайной линии, которая впоследствии станет одним из самых популярных городских
транспортов.
Так же в городе продолжалась развитие системы образования. За это время начало –работать
большое количество школ, училищ, техникумов и вузов. Училища и техникумы теперь стали
выпускать специалистов практически для всех отраслей промышленности. В 1958 году
организован автомобильно-дорожный институт, впоследствии политехнический. В 1967 году –
институт физической культуры, 1968 – институте культуры, 1970 – институт народного
хозяйства и т.д. В это же время в Хабаровске открылось большое количество
научно-исследовательских институтов, работавших практически во всех направлениях науки.
В это время бурными темпами развивался в Хабаровске спорт. Еще в 1954 году футболисты
спортклуба Дома офицеров завоевали кубок Российской Федерации. Построенные затем в
Хабаровске прекрасные по тем временам спортивные сооружения позволяли спортсменам города
добиваться больших успехов. В сентябре 1957 года открылся стадион им. В.И. Ленина. Он стал
первым сооружением в огромном комплексе, который уже начал строится в Хабаровске. Затем в
феврале 1981 года в городе прошел XII чемпионат мира по хоккею с мячом.
Кроме того, что Хабаровск считается одним из самых крупных городов Дальнего Востока, он
уже в 60-70 годы и за рубежом считался промышленным, культурным и научным центром Дальнего
востока. В разные времена в городе побывало большое количество крупных политических
деятелей разных стран. Здесь были: Тодор Живков, Людвиг Свобода, Густав Гусак
(руководители стран социалистического лагеря).
Город рос и развивался, так же как и вся страна, до 1991 года. В 90-е годы вся стран
переживала период распада СССР и экономических преобразований. В это время порвались все
промышленные и торговые связи с партнерами практически у всех крупных предприятий города.
Начались перебои с выплатой зарплаты и пенсий.
Выполняя указ президента РФ Б.Ельцина, в 1995 году в Хабаровске прошли первые выборы –
губернатора Хабаровского края. им стал Виктор Иванович Ишаев, который очень много сделал
впоследствии для города. А в 1996 году прошли и первые в истории города выборы мэра.
Выиграл эти выборы, поддерживаемый губернатором, Павел Дмитриевич Филиппов.
Хабаровск и сейчас остается крупнейшим на Дальнем Востоке транспортным центром. Здесь
пересекаются почти все железнодорожные, речные, воздушные и автомобильные пути. Особенно
это стало актуально после реконструкции железнодорожного моста через Амур. В !999 году был
запущен автомобильный мост через Амур, он был надстроен над железнодорожным полотном уже
существующего железнодорожного моста.
Так же город остается и крупнейшим культурным центром. В городе 4 музея и 4
профессиональных театра, множество творческих организаций – писательская, композиторская,
Союза художников, театральных деятелей, кинематографистов, журналистов.
|